Как правильно подключить эхолот и картплоттер на катере?

Увлечение рыбалкой в 21 веке - дело непростое. Электроника прочно вошла в жизнь современного человека, заполнив все ниши его бытия. Мировая промышленность предлагает огромное количество высокотехнологичных устройств, упрощающих и облегчающих жизнь буквально во всех сферах деятельности человека.

Небывалый расцвет претерпевают и средства навигации-эхолокации, предназначенные для установки на лодки и катера. Сейчас это сложнейшие микропроцессорные устройства, предоставляющие пользователю высочайшее качество картинки дна, с прорисовкой мельчайших деталей, в 3D формате, с привязкой к спутниковой GPS навигации и прочее и прочее.. . По сути это головные устройства с выводом на экран навигационных карт, режимов двигателя, картины дна фотографического качества. Понятно, что стоимость этих устройство довольно высока. К тому же эхолот-навигатор требует чистого электропитания, лишённого скачков, помех и перепадов. Как сберечь дорогую электронику? Как правильно подключить эхолот и картплоттер на катере?

Дело в том, что в момент запуска лодочного мотора, через катушки электростартера протекают большие токи (свыше 100 А) и наводят в них ЭДС самоиндукции. В результате каждый раз, кода запускается лодочный мотор, в цепь электропитания попадает короткий высоковольтный импульс, значительно превышающий напряжение питания АКБ. Далее, большой ток потребляемый стартером, приводит к быстрому падению напряжения на клеммах аккумулятора уже на первых секундах его работы.

В результате этих процессов, в момент старта лодочного мотора, напряжение в цепи питания сперва скачкообразно взлетает, а затем просаживается до 8 вольт и ниже.

Такие перепады напряжения приводят к появлению сбоев в работе сложного электронного оборудования эхолота, а так же к выходу его из строя.

Как же защитить своё сложное дорогостоящее оборудование на борту катера? Применение всевозможных стабилизаторов или фильтров питания неэффективно, поскольку современные картплоттеры потребляют довольно большой ток. Некоторые установщики рекомендуют включать в цепь питания конденсаторы большой ёмкости (5-10 фарад). Однако падение напряжения в момент работы стартера проявляется довольно продолжительное время (до нескольких секунд), и компенсировать конденсатору его не под силу.

Единственный выход – подключать сложное электронное оборудование к своей, отдельной и независимой батарее электропитания. Только так можно получить чистое напряжение, без скачков и падений. Но как же подзаряжать эту независимую батарею? Только отдельным автоматическим зарядным устройством от сети переменного тока. Следует использовать влагозащищённые устройства морских серий от надёжных производителей, например DAUL PRO, MINN KOTA, POWERMANIA. Можно так же использовать альтернатор - специальное зарядное устройство, которое получает ток от генератора лодочного мотора. Подойдёт MINN KOTA MK1DC 1X10A. Тогда у вас отпадёт необходимость периодически подключать ваш катер к розетке. Только убедитесь, что мощности генератора мотора хватит для вашего альтернатора.